Главная » Интересно » Состояния рынка емкостной техники в России.

Состояния рынка емкостной техники в России.

История и факты

Автоцистерны  появились в 30-е годы XX века. Хотя желание и необходимость перевозить жидкости была с незапамятных времен.   Первые емкости были деревянными и перевозили воду, вино, масло, молоко. Цистерной служила бочка, а тягачом  лошадь. Особенно актуально это  было в период засухи и пожаров. Города и крепости были деревянными и требовали защиты.

С появлением автомобилей, возникла необходимость снабжать транспорт бензином – так родился первый бензовоз.  Автомобилизация распространялась гигантскими темпами, и эволюция цистерн продолжалась.  В царской России использовались бензоцистерны на грузовиках американского производства «Уайт». В 20-е годы бензоцистерны устанавливали на немецкие шасси «Мерседес».

Советские шасси АМО-3 — один из первых грузовых автомобилей, грузоподъемностью 2,5 тонн. Агрегаты выпускались на Московском заводе с 1931 по 1933 год. Позже этот автомобиль стали называть ЗИС. Автоцистерна на шасси ГАЗ-АА также использовалась для хранения и транспортировки нефтепродуктов. Первой промышленной автоцистерной стал ЗИС-5. Она имела емкость объемом 3000 литров и перевозила бензин и керосин, что было очень важно во времена керосиновых ламп. В годы Великой Отечественной войны необходимо было снабжать топливом танки и вертолеты – так цистерны поставили на поток.

Состояния рынка емкостной техники в России. Состояния рынка емкостной техники в России.

Кризис и состояние рынка сегодня

Сейчас эра супер-заправщиков и универсальных агрегатов, поэтому мы делаем обзор на самые лучшие компании, которые стали лидерами отрасли спецтехники. Многие прицепы и автоцистерны базируются на отечественных автомобилях марки ГАЗ, МАЗ, КАМАЗ и другие. Традиция эта была заложена еще в Советском Союзе и продолжается до сих пор. Почти все современные компании России сегодня предлагают емкости не только на отечественных, но и на импортных шасси. Отечественные производители емкостной техники постепенно восстанавливались после кризиса и наращивали обороты. К 2007 году рынок достиг наивысшего расцвета. Емкость его составляла около 3,4 тыс. ед. По оценкам отечественных производителей, емкость данного рынка в 2011 г. составила 3 тыс. ед.

Лидерами производства ППЦ и ПЦ стали следующие компании: SESPEL, ГРАЗ, РусКомТранс, Bonum, Foxtank, КАПРИ, ТТехно, Урал-Спец-Транс, Вологодские машины, ЧМЗ (Челябинский Машиностроительный Завод), ТрансМастер. Рынок емкостной техники включает: ППЦ для химических веществ, пищевых жидкостей, темных и светлых нефтепродуктов. Техника данного типа широко используется в промышленности нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей отрасли, в сельском хозяйстве, химическом производстве и других отраслях. Специфика российского рынка такова, что он формировался в 60-е, активно развивался, но перестройка, падение рубля и тяжелый кризис экономики, привели к фактически нулевой производительности цистерн. Многие используемые агрегаты физически и морально устарели. Современные требования на перевозку грузов заставляют изготовителей  уделять большее внимание техническому оснащению и безопасности агрегатов.

Заказчики пытаются получить максимальную выгоду с минимальными затратами, поэтому самые востребованные цистерны — емкости большого объема и низкой снаряженной массой. Все производители отвечают запросами и предлагают ППЦ наиболее востребованные на рынке.

Состояния рынка емкостной техники в России. Состояния рынка емкостной техники в России.

Популярными остаются запросы на:

стальные цистерны  четырехосные, объемом 32 м3 для темных нефтепродуктов;

алюминиевые цистерны трехосные, объемом 33-38 м3, для светлых нефтепродуктов;

стальные цистерны трехосные и четырехосные цистерны, объемом 24, 25, 27 м3 для пищевых продуктов, химических веществ.

К сожалению, сегодня рынок авто-топливозаправщиков практически умирает. Снизилось количество потребителей данной номенклатуры, отрасли, где использовалась данная спецтехника, подверглись сокращению. Остается ряд предприятий: горнодобывающие, сельскохозяйственные и лесотехнические, которые продолжают пользоваться АТЗ, но общая численность производства неуклонно снижается.  Сложный  2020 год уже внес свои коррективы, многие небольшие предприятия закрылись или обанкротились.

Для сравнения: в  2007 году рынок  автотопливозаправщиков составлял 70% от всей производимой  емкостной техники. В 2012  году автотопливозаправщики и полуприцепы цистерны уравняли шансы на рынке.

Сейчас основной рынок это  — ППЦ на шасси импортного производства.  Основные  осевые агрегаты мирового рынка: BPW, SAF. Их плюс – разветвленность структуры продаж, гарантийного и постгарантийного  обслуживания. Отечественный производитель – ТОНАР, устанавливаемся только на спецтехнику собственного производства. 

Состояния рынка емкостной техники в России. Состояния рынка емкостной техники в России.

Проанализировав основных игроков на рынке спецтехники в России, можно сделать вывод:

SESPEL — один из ведущих производителей выпускает полуприцепы, цистерны-цементовозы, муковозы, бензовозы, нефтевозы, битумовозы, цистерны подъемного типа, водовозы, комбикормовозы и цистерны для химической продукции.

ГРАЗ – также серьезный игрок, который выпускает полуприцепы цистерны для светлых нефтепродуктов.

Bonum, ТТехно, Foxtank – производители, специализирующиеся на темных нефтепродуктов.

КАПРИ (нефтяная компания Лукойл)– производят цистерны для светлых/темных нефтепродуктов.

Вологодские машины – основная ниша, это пищевые полуприцепы цистерны. Как минус — отсутствует техника в наличии.  

Урал-Спец-Транс, ЧМЗ (Челябинский Машиностроительный Завод), ТрансМастер – техника,  которая должна работать в условиях севера. Изготавливают цистерны  различной емкости на основе отечественной шасси.

РусКомТранс – молодое  предприятие, берется за реализацию всех нестандартных решений, которое  предъявляет покупатель. Цены более демократичные, чем у поставщиков аналогичной техники. Благодаря абсолютно новому и современному оборудованию, завод выпускает качественную спецтехнику любого конструктивного решения.  Имеется большой ассортимент спецтехники в наличии и под заказ.

Необходимо помнить о требованиях ДОПОГ, которые предписывает обязательное оборудование  антиблокировочной системой для безопасности передвижения. Еще одна особенность российского рынка связана с высокой востребованностью автоцистерн на полноприводном шасси. По мнению отечественных производителей спецтехники, это связано с потребностью передвигаться по труднопроходимым территориям России. Будем надеяться, что рынок спецтехники в России переживет кризис, связанный с падением экономики в целом, и сможет достойно представить емкостную технику на мировой арене.

Метки:

Оставить комментарий